Ревина Марина Ивановна, воспитатель
Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира.Марина Ревина
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными по теме моего опыта работы. 1. Дидактическая игра «Третий лишний»[/b] Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее развивать логическое мышление, внимательность. Корова, лошадь, медведь. Заяц, кошка, лиса. Гусь, белка, петух. Нужно найти лишнее и объяснить, почему. 2. Дидактическая игра «У кого какой домик»[/b] Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о жилищах диких животных, птиц, насекомых. Оборудование: Картинки диких животных и их жилища. 3. Дидактическая игра «Назови одним словом»Цель: развить речевые навыки, внимание, зрительное восприятие, воображение. Детям предлагается выделить общий признак, который охватывает всё множество объектов наблюдения, и назвать предметы одним словом. 4. Дидактическая игра «Рыбы, птицы, звери»Цель: Учить правильно соотносить животных по их классам. Закрепить знания о животных, птицах, рыбах. Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы». 5. Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает».Цель: закреплять знания детей о способах передвижения различных животных. Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать или прыгать на месте при слове «щука» — имитируют плывущую рыбу при слове «воробей» — изображают полёт птицы. 6. Дидактическая игра «Друзья и недруги»Цель: систематизировать знания детей о животных. Воспитатель называет животное, дети должны назвать врагов и друзей этого животного. Например: у зайчика друзья: белка, ежик, зайчик другой. Недруги - лиса, волк. У белки друзья: другие белки, зайчик, ежик. Недруги- куница, лиса, волк, сова. 7. Дидактическая игра «Когда это бывает? »Цель: знакомить детей с изменениями в жизни животных в различные времена года. Воспитатель называет отличительные признаки некоторых животных, дети должны указать, в какое время года это происходит. Например: у белочки шерсть рыжевато- коричневая когда бывает? А в какое время года ее шерсть становится серебристо- серой? .когда у зайчика шубка серая, а когда белая? Когда медведь спит? Когда ежик собирает грибы и яблоки? И т. д. 8. Дидактическая игра «Кто пришел? »Цель: учить детей узнавать животных по голосу и правильно их называть, воспроизводить их звуки. Здесь одни дети показывают животных, а другие должны отгадать по движениям и по звукам, которые те издают, какое животное перед ними. 9. Дидактическая игра «Зимние запасы»,Цель: познакомить детей с особенностями жизни животных зимой. Закрепить знания детей о животных и о том, чем они питаются. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением различных животных и рассказать, чем те питаются. Воспитатель знакомит детей с особенностями заготовки кормов различными животными. 10. Дидактическая игра «Семья»Цель: познакомить детей с домашними животными, расширить словарный запас ребенка, формирует основы логического мышления (обобщение, разделение на группы). На столе разложены картинки с домашними животными и их детенышами. Каждый ребенок собирает семью к своему животному. Дети рассказывают: Корова, бык и телята. Овца, баран и ягнята. Коза, козел и козлята. -Расскажите, какая у вас получилась семья (усложненный вариант) . Рассказы детей. (У меня корова, бык и телята, значит я собрал коровью семью. У меня лошадь, конь и жеребята, значит я собрал лошадиную семью) . Оборудование: дидактическая игра с карточками с изображением домашних животных. 11. Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»Цель: учить детей называть диких и домашних животных классифицировать их, развивать речь, память, внимание воспитывать любовь к природе. Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные» елки, дом. 12. Дидактическая игра «Про мам и их малышей»Цель: закрепить знания детей о диких и домашних животных. Познакомить детей с детенышами животных, научить правильно их называть. Материал: картинки. 13. Дидактическая игра «Кто, чем питается»Цель: закреплять знания детей о домашних животных, что они едят. Развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных. Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением животных, рядом картинки с изображением того, что эти звери едят. Дети должны определить, чем питаются все эти животные, т. е. найти нужную картинку. 14. Дидактическая игра «Путаница»Цель: Закрепить знания детей о животных диких и домашних. Задачи: Продолжать знакомить детей классификацией животных (дикие, домашние). Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различия. Материал: картинки или фигурки животных. Воспитатель сообщает детям, что злой волшебник заколдовал всех животных и теперь они не знают, кто они и что умеют делать. Дети должны помочь животным и вернуть всех на свои места. 15. Дидактическая игра «Дерево во все времена года»,Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе на примере дерева. Воспитатель просит детей рассказать о временах года и найти картинки, соответствующие определенному времени года. 16. Дидактическая игра «Угадай, кто я? ».[/b] Цель: учить детей правильно называть животных и их детенышей узнавать животных по голосу и воспроизводить их звуки воспитывать бережное отношение к ним. Воспитатель показывает движения, подражая животным, а дети должны угадать, о каком животном идет речь. 17. Дидактическая игра «Один- хорошо, много- плохо».Цель: формировать понимание относительности количества. Воспитатель называет различные ситуации, дети соответственно реагируют. Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку (вначале отработать жесты) . Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия) Одно ведро воды для муравья? Одно ведро воды для слона? Одно солнце в небе? Один дом для всех людей? Одна нога у человека? Одна ножка у гриба? и др. 18. Дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли… »Цель: учить устанавливать связи между объектами живой и неживой природы. Подвести к пониманию того, что все в природе взаимосвязано. Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. 19. Дидактическая игра «Расскажи о животных, которые живут в твоем доме»Цель: учить детей различать диких зверей и домашних животных; гуманно относиться к животным, любить их и ухаживать за ними; распознавать детенышей и взрослых животных; видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям). 20. Дидактическая игра «Исправь ошибку» Цель: Закрепить знания детей о животных диких и домашних, уметь классифицировать животных по среде их обитания. Воспитатель на фланелеграфе располагает животных таким образом, что допускает при этом ошибки. Например: рыбы на небе; заяц на дереве; лиса купается в реке, и т. д. Дети должны найти ошибки и исправить положение. 21. Дидактическая игра «Хорошо – плохо»Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. В: Зимой шубка у зайчика белая - хорошо. Почему? Д: Потому что на снегу его не заметит лиса и волк. В: Зимой шубка у зайчика белая - плохо. Почему? Д: Если волк или лиса не поймают зайчика, они останутся голодными. То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему? ", "что-то плохо - почему? ". 22. Дидактическая игра «Если бы я стал деревом, бабочкой, зайчиком».Цель: учить детей размышлять, используя систематизированные представления о животном и растительном мире. Воспитатель вывешивает картинку с изображением дерева и рассказывает: «Если бы я была деревом, то я всех накормила своими плодами». Затем обращается к детям с аналогичным вопросом, при этом указывает на то, что на дереве птицы вьют гнезда, или от листьев образуется тень, подводя детей к выводу, что дерево служит жилищем для птиц и некоторых зверей, а также под тенью дерева можно спрятаться от знойного солнца и т. д. 23. Дидактическая игра «Так бывает или нет? »Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу, волк на дереве сидит»- так бывает или нет? 11 марта 2016 в 22:45
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.