Ревина Марина Ивановна, воспитатель

«Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности».


Консультация для педагогов.

Хорошее здоровье- фундамент для всестороннего и гармоничного общего развития. Именно в детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной активности.

Весёлые игры- это наше детство. Мир впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках, красках и играх. Дошкольники очень любят играть в подвижные игры. Чем старше ребёнок, тем игры и правила к ним усложняются. Особенно привлекает детей всё необычное, непохожее и загадочное. Нам, педагогам, приходится обращаться за помощью к литературе, к опыту работы коллег, к другим источникам для того, чтобы придумать что-нибудь «эдакое» увлекательное и интересное.

Использование в физкультурно-оздоровительной работе нестандартного оборудования развивает у детей все необходимые физические качества, способствует повышению внимания и интереса к двигательной активности. Желание заниматься с нетрадиционными пособиями способствует сенсорному развитию (ребёнок различает форму, размер, цвет) ; обогащает самостоятельную деятельность детей; развивает глазомер и ориентировку в пространстве. Вместе с физическим и умственным развитием детей, занимающимися с нестандартным оборудованием, развивается эстетическое и трудовое восприятие окружающего мира.

Просмотрев ряд журналов «Обруч», я нашла интересные материалы, которые, на мой взгляд, помогут мне в моей работе, а также привлекут внимание детей. Итак, речь пойдёт о нестандартных оборудованиях, приёмах для повышения интереса детей к подвижным играм и двигательной активности.

Интересное и в тоже время простое оборудование под названием колесо- батут «Кузнечик» (см. «Обруч» №2, 2009 год). Если обтянуть яркой искусственной кожей автомобильную камеру, то получится колесо-батут «Кузнечик», на котором с удовольствием и пользой занимаются дошкольники. Его можно использовать:

• Во время проведения утренней гимнастики, что усиливает её оздоровительный и эмоциональный эффект;

• На занятиях по физической культуре;

• На занятиях лечебной физкультурой;

• Для самостоятельной двигательной деятельности ребёнка;

• Для спортивных игр;

• При проведении индивидуальной работы с ребёнком.

Это оборудование хорошо зарекомендовало себя при выполнении общеразвивающих упражнений (индивидуально, парами, группой) ; при отработке основных движений (ходьба с сохранением равновесия, прыжки, перешагивание, пролезание, прокатывание, метание в вертикальную, горизонтальную, движущуюся цели и др.) ; в качестве препятствия в подвижных играх; при выполнении акробатических элементов. Оно помогает развивать у детей общую координацию, способствует укреплению мышечного тонуса, формированию правильной осанки.

Приведу несколько примеров упражнений:

№1. И. п. - стоя на камере, ноги врозь, руки на поясе.

«1»- согнуть правую ногу;

«2»- и. п. ;

«3»- согнуть левую ногу;

«4»- и. п.

Повторять 6 раз. Следить за осанкой.

№2. И. п. - стоя на колеях на камере, руки на поясе.

«1-2»- лечь на камеру в упор лёжа;

«3-4»- толчком рук принять и. п.

Повторять 4-5 раз. Спину держать прямо, голову не опускать.

№3. И. п. - лёжа на камере на спине, руки вытянуты вверх.

«1»- перевернуться вправо на живот;

«2»- и. п. ;

«3»- то же влево;

«4»- и. п.

Повторять 6 раз. Туловище прямое, носки вытянуть.

Ещё одно незатейливое оборудование требует к себе присмотреться. Педагоги московского детского сада разработали комплекс упражнений с резиновыми жгутами (см. «Обруч» №6, 2004 год). Всё гениальное просто! Оказывается, чтобы заняться развитием общей координации, растяжением и расслаблением позвоночного столба, укреплением мышечного тонуса и многими другими важными для физического воспитания дошколят проблемами, вовсе не требуется дорогих и сложных тренажёров, специального оборудования и прочих хоть и модных, но мало эффективных штучек. Достаточно простых жгутов.

Итак, жгут (бинт Мартенса резиновый- длина- 1м., ширина- 5 см.) привязан к перекладине шведской стенки на уровне плеч, концы жгута свободно висят.

Упр. №1. И. п. - стоя спиной к стенке, ноги на ширине плеч, руки у плеч, концы жгута в руках (жгут натянут) .

«1»- руки вверх;

«2»- и. п. ;

«3»- руки в стороны;

«4»- и. п.

Повторить 3-4 раза.

Упр. №2. И. п. - прогнувшись.

«1-2»- руки вперёд, в стороны;

«3-4»- и. п.

Повторить 3 раза. Руки не сгибать.

Упр. №3. И. п. - то же, но руки на уровне пояса, жгут на плечах.

«1»- наклон вперёд, прогнувшись;

«2»- и. п.

Повторить 4 раза.

Данный комплекс состоит из 9 упражнений. Дети занимаются без спортивной обуви- в хлопчатобумажных носках. При потере эластичности и прочности бинт заменяется на новый. Длина жгута зависит от роста ребёнка (от 1 до 1, 2м.) . Бинт, обработанный тальком, хранится в свёрнутом виде в коробке.

В среде детского сада ребёнок живёт, развивается, обучается, исследует. Он встречает новые объекты, эмоционально на них откликается, запоминает не только сам объект и впечатление от него. Ребёнку необходимо универсальное, многофункциональное, особое оборудование- нестандартное. Пример таких пособий, можно найти также в журнале «Обруч» (№ 3, 1997год). Например, такое пособие, как «Лабиринт-спираль» выполнен из декоративной клеёнки на мягкой основе с закреплёнными поролоновыми бортиками. Основные движения, выполняемые на этом пособии: ходьба, бег, ползание, прокатывание мяча, упражнения в равновесии. Другое интересное оборудование называется «Осьминог». Изготовлен на основе каркаса, выполненного из мягкой, гнущейся проволоки, и обтянут плотной тентовой тканью. Основные движения: подлезание, ползание, перешагивание, прыжки, прокатывание мяча. Ещё пример оборудования: «Тоннель». Пособие выполнено из тентовой ткани, имеет задрапированные отверстия для проникновения света. Форму придают закреплённые внутри металлические обручи. Предназначен для выполнения такого основного движения, как ползание.

К нестандартным оборудованиям также можно отнести такие пособия, как листочки бумаги, мягкие игрушки, городки, хоккейные клюшки, мешочки с песком. Они развивают мелкую моторику, двигательную память, творчество и фантазию, партнёрские взаимоотношения. Нестандартное оборудование целесообразно использовать в праздниках, в досугах, в свободной двигательной деятельности в группе и на улице, для проведения занятий, гимнастики, индивидуальной работы с детьми, физкультминуток и т. д.

Литература :

Журнал «Обруч» №2, 2009 год; № 6, 2004 год; №3, 1997год.

30 ноября 2015 в 09:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.