Ревина Марина Ивановна, воспитатель

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе «Наблюдение за комнатными растениями» с использованием ИКТ


Программные задачи: познакомить детей с кактусом (рассмотреть его стебель, колючки вместо листьев, уточнить цвет растения, где оно растёт, используя информационно-коммуникационную технологию. Закрепить способы ухода за комнатными растениями. Воспитывать интерес детей к растениям, прививать любовь и бережное отношение к ним.

Методы и приёмы: загадка, наблюдение, беседа, рассказ воспитателя, вопросы, поощрение, наглядность (презентация) .

Материал: растения уголка природы: традесканция, кактус, сансевьера; кисточка, вода в банке, салфетка, ноутбук.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, садитесь поудобнее, и послушайте, о чём мы сегодня с вами побеседуем. Сейчас я загадаю загадку о растении. Вы послушайте её, посмотрите на растения нашего уголка природы и скажете, о каком из них идёт речь:

«На веранде, где цветочки,

Я сижу в своём горшочке.

Я, конечно, не велик,

Но смотри- ужалю вмиг!

Ты не веришь, мальчик?

Протяни сам пальчик! »

Дети: Это кактус!

Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали загадку! Ребята, посмотрите внимательно на кактус. Что можно о нём сказать?

Дети: У кактуса нет листьев, но есть колючки.

Воспитатель: Верно. А что это у кактуса (показываю на стебель?

Дети: Это стебель.

Воспитатель: Правильно. Настя, что ты можешь сказать о стебле кактуса? Какой он?

Настя: Стебель толстый, а ещё он зелёного цвета.

Воспитатель: Настенька, ты молодец! Да, ребята, стебель у кактуса толстый, сочный, мясистый и зелёный. А чтобы узнать, почему у него стебель толстый и вместо листьев иголки, мы с вами отправимся на родину кактусов и узнаем, в каких условиях они растут.

На мониторе появляется картинка.

Кактусы живут в жарких странах, в пустынях, среди песков. (Слайд 1)

Родина кактуса- Южная Америка, Мексика. Там всегда жаркая погода, дожди идут редко.

Кактусы имеют разнообразную форму. (Слайд 2) .

Они похожи на ребристые шарики, лежат они среди песков, как дыни или ежи, выставившие свои иглы. (Слайд 3) .

Корни кактуса находятся близко от поверхности земли, быстро всасывают воду во время дождя и засасывают её в стебель. Вместо листьев торчат колючки, которые помогают кактусам защититься от животных, которые иначе бы поедали их, поскольку они могут быть единственными зелеными растениями в данной местности. (Слайд 4) .

Плоды, сочные стебли и даже корни многих видов кактусов используют в пищу, применяют их в кондитерской промышленности. Из них делают мармелады и конфеты, а с помощью кактусового сока эти сладости окрашивают в красивые цвета. (Слайд 5) .

Из стеблей некоторых кактусов делают легкую, прочную мебель, оконные рамы, двери, настилают крыши, из длинных и гибких стеблей делают красивые сувениры. (Слайд 6) .

Плоды и стебли многих видов кактусов помогают людям при различных заболеваниях. (Слайд 7).

Кактус очень выносливое растение и даже в домашних условиях может жить долгое время без воды.

Воспитатель: Так что у кактуса вместо листьев?

Дети: Колючки, иголки.

Воспитатель: А что вы можете о них сказать? Какие они?

Дети: Длинные, тонкие, острые, гладкие, колкие.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как часто надо поливать кактус?

Дети: Его поливают редко.

Воспитатель: Да, ребята. Его нужно поливать один раз в неделю, можно в понедельник, когда мы приходим в садик после выходных. А почему кактус надо поливать редко?

Дети: Потому что у него очень толстый стебель.

Воспитатель: Ребята, внешний покров кактуса жилистый. У некоторых кактусов жилы стягиваются и растягиваются, как аккордеон. Они растягиваются, когда наполняются водой, и стягиваются, когда вода израсходована. Поэтому у кактуса толстый стебель из-за находящейся внутри воды. Кто мне напомнит, где родина кактусов?

Дети: Мексика, пустыня.

Воспитатель: Молодцы, запомнили. А сейчас немного отдохнём. Проводится физминутка:

На окне в горшочках

Поднялись цветочки.

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки

Повернут цветочки,

Развернут бутоны,

В солнышке утонут. Дети сидят на корточках лицом в круг.

Медленно встают.

Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

Разводят руки в стороны ладонями вверх.

Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе

Соединяют ладошки над головой

Раскрывают ладошки-бутоны.

Воспитатель: Хорошо, продолжаем. Кто знает, как надо приготовить почву, чтобы растение росло в комнатных условиях?

Дети: Надо смешать землю с песком и посадить кактус, а сверху ещё посыпать песка, чтобы влага быстро не испарялась. (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает с ответом) .

Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, как вы думаете, кактус светолюбивое или темнолюбивое растение?

Дети: Светолюбивое, потому что живёт в жарких странах.

Воспитатель: Значит, где мы его должны поставить?

Дети: На солнечной стороне.

Воспитатель: Вы знаете, что все комнатные растения требуют ухода. Как вы ухаживаете за комнатными растениями нашего уголка природы?

Дети: Растения надо поливать, рыхлить землю, вносить удобрения, опрыскивать, протирать листочки от пыли.

Воспитатель: Хорошо. Но ухаживать за разными растениями нужно по- разному. Как вы будете ухаживать за этим растением (показываю сансевьеру? Как называется это растение?

Дети: Это сансевьера. Её надо поливать, рыхлить землю, протирать листья влажной тряпочкой.

Воспитатель: Хорошо. А как вы будете ухаживать за этим растением (показываю традесканцию? Что это за растение?

Дети: Это традесканция. Листья нельзя протирать тряпочкой, их надо опрыскивать.

Воспитатель: Да, ребята. Листочки у традесканции хрупкие, могут легко сломаться, поэтому это растение мы будем опрыскивать. Хорошо, мы с вами вспомнили способы ухода за растениями. Давайте вместе с вами подумаем, как мы будем убирать пыль с кактуса, у которого вместо листьев колючки? (Выслушиваю мнение детей, затем вызываю ребёнка для показа, действия сопровождаю словами.) Сначала мы смачиваем кисточку, отжимаем, вытираем о салфетку. А теперь проводим кисточкой между колючками и снимаем пыль. А что мы ещё забыли сделать? Пыль вытерли, но что-то забыли…

Дети: Нужно взрыхлить песочек и полить.

Воспитатель: А как часто будем поливать? Каждый день, через день?

Дети: Нет! Поливать будем один раз в неделю.

Воспитатель: Умницы! Вы всё правильно сказали и запомнили! Так с каким растением мы сегодня познакомились?

Дети: С кактусом.

Воспитатель: Хорошо. Вы узнали, что кактус- растение пустыни, что вместо листьев у него колючки. Его надо поливать редко, это растение любит солнце. Молодцы, ребята! А сейчас давайте отдохнём.

(Проводится гимнастика для глаз) .

Глазкам нужно отдохнуть. дети закрывают глаза

Нужно глубоко вздохнуть. (глубокий вдох, глаза закрыты)

Глаза по кругу побегут, (глаза открыть, движение зрачком по кругу)

Много- много раз моргнут (частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо (легко коснуться пальчиком закрытых глаз)

Увидят мои глазки всё! (глаза распахнуты, на лице улыбка).

А сейчас мы с вами попробуем нарисовать кактус. Давайте сядем за столы, откроем свои альбомы и будем рисовать пустыню и кактусы.

Рисование кактуса, как закрепление материала. На мониторе картинка с изображением пустыни и растущими кактусами.

13 декабря 2015 в 10:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.