Ревина Марина Ивановна, воспитатель
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе «Наблюдение за комнатными растениями» с использованием ИКТПрограммные задачи: познакомить детей с кактусом (рассмотреть его стебель, колючки вместо листьев, уточнить цвет растения, где оно растёт, используя информационно-коммуникационную технологию. Закрепить способы ухода за комнатными растениями. Воспитывать интерес детей к растениям, прививать любовь и бережное отношение к ним. Методы и приёмы: загадка, наблюдение, беседа, рассказ воспитателя, вопросы, поощрение, наглядность (презентация) . Материал: растения уголка природы: традесканция, кактус, сансевьера; кисточка, вода в банке, салфетка, ноутбук. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, садитесь поудобнее, и послушайте, о чём мы сегодня с вами побеседуем. Сейчас я загадаю загадку о растении. Вы послушайте её, посмотрите на растения нашего уголка природы и скажете, о каком из них идёт речь: «На веранде, где цветочки, Я сижу в своём горшочке. Я, конечно, не велик, Но смотри- ужалю вмиг! Ты не веришь, мальчик? Протяни сам пальчик! » Дети: Это кактус! Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали загадку! Ребята, посмотрите внимательно на кактус. Что можно о нём сказать? Дети: У кактуса нет листьев, но есть колючки. Воспитатель: Верно. А что это у кактуса (показываю на стебель? Дети: Это стебель. Воспитатель: Правильно. Настя, что ты можешь сказать о стебле кактуса? Какой он? Настя: Стебель толстый, а ещё он зелёного цвета. Воспитатель: Настенька, ты молодец! Да, ребята, стебель у кактуса толстый, сочный, мясистый и зелёный. А чтобы узнать, почему у него стебель толстый и вместо листьев иголки, мы с вами отправимся на родину кактусов и узнаем, в каких условиях они растут. На мониторе появляется картинка. Кактусы живут в жарких странах, в пустынях, среди песков. (Слайд 1) Родина кактуса- Южная Америка, Мексика. Там всегда жаркая погода, дожди идут редко. Кактусы имеют разнообразную форму. (Слайд 2) . Они похожи на ребристые шарики, лежат они среди песков, как дыни или ежи, выставившие свои иглы. (Слайд 3) . Корни кактуса находятся близко от поверхности земли, быстро всасывают воду во время дождя и засасывают её в стебель. Вместо листьев торчат колючки, которые помогают кактусам защититься от животных, которые иначе бы поедали их, поскольку они могут быть единственными зелеными растениями в данной местности. (Слайд 4) . Плоды, сочные стебли и даже корни многих видов кактусов используют в пищу, применяют их в кондитерской промышленности. Из них делают мармелады и конфеты, а с помощью кактусового сока эти сладости окрашивают в красивые цвета. (Слайд 5) . Из стеблей некоторых кактусов делают легкую, прочную мебель, оконные рамы, двери, настилают крыши, из длинных и гибких стеблей делают красивые сувениры. (Слайд 6) . Плоды и стебли многих видов кактусов помогают людям при различных заболеваниях. (Слайд 7). Кактус очень выносливое растение и даже в домашних условиях может жить долгое время без воды. Воспитатель: Так что у кактуса вместо листьев? Дети: Колючки, иголки. Воспитатель: А что вы можете о них сказать? Какие они? Дети: Длинные, тонкие, острые, гладкие, колкие. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как часто надо поливать кактус? Дети: Его поливают редко. Воспитатель: Да, ребята. Его нужно поливать один раз в неделю, можно в понедельник, когда мы приходим в садик после выходных. А почему кактус надо поливать редко? Дети: Потому что у него очень толстый стебель. Воспитатель: Ребята, внешний покров кактуса жилистый. У некоторых кактусов жилы стягиваются и растягиваются, как аккордеон. Они растягиваются, когда наполняются водой, и стягиваются, когда вода израсходована. Поэтому у кактуса толстый стебель из-за находящейся внутри воды. Кто мне напомнит, где родина кактусов? Дети: Мексика, пустыня. Воспитатель: Молодцы, запомнили. А сейчас немного отдохнём. Проводится физминутка: На окне в горшочках Поднялись цветочки. К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. К солнышку листочки Повернут цветочки, Развернут бутоны, В солнышке утонут. Дети сидят на корточках лицом в круг. Медленно встают. Тянутся на носочках, подняв руки вверх. Разводят руки в стороны ладонями вверх. Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе Соединяют ладошки над головой Раскрывают ладошки-бутоны. Воспитатель: Хорошо, продолжаем. Кто знает, как надо приготовить почву, чтобы растение росло в комнатных условиях? Дети: Надо смешать землю с песком и посадить кактус, а сверху ещё посыпать песка, чтобы влага быстро не испарялась. (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает с ответом) . Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, как вы думаете, кактус светолюбивое или темнолюбивое растение? Дети: Светолюбивое, потому что живёт в жарких странах. Воспитатель: Значит, где мы его должны поставить? Дети: На солнечной стороне. Воспитатель: Вы знаете, что все комнатные растения требуют ухода. Как вы ухаживаете за комнатными растениями нашего уголка природы? Дети: Растения надо поливать, рыхлить землю, вносить удобрения, опрыскивать, протирать листочки от пыли. Воспитатель: Хорошо. Но ухаживать за разными растениями нужно по- разному. Как вы будете ухаживать за этим растением (показываю сансевьеру? Как называется это растение? Дети: Это сансевьера. Её надо поливать, рыхлить землю, протирать листья влажной тряпочкой. Воспитатель: Хорошо. А как вы будете ухаживать за этим растением (показываю традесканцию? Что это за растение? Дети: Это традесканция. Листья нельзя протирать тряпочкой, их надо опрыскивать. Воспитатель: Да, ребята. Листочки у традесканции хрупкие, могут легко сломаться, поэтому это растение мы будем опрыскивать. Хорошо, мы с вами вспомнили способы ухода за растениями. Давайте вместе с вами подумаем, как мы будем убирать пыль с кактуса, у которого вместо листьев колючки? (Выслушиваю мнение детей, затем вызываю ребёнка для показа, действия сопровождаю словами.) Сначала мы смачиваем кисточку, отжимаем, вытираем о салфетку. А теперь проводим кисточкой между колючками и снимаем пыль. А что мы ещё забыли сделать? Пыль вытерли, но что-то забыли… Дети: Нужно взрыхлить песочек и полить. Воспитатель: А как часто будем поливать? Каждый день, через день? Дети: Нет! Поливать будем один раз в неделю. Воспитатель: Умницы! Вы всё правильно сказали и запомнили! Так с каким растением мы сегодня познакомились? Дети: С кактусом. Воспитатель: Хорошо. Вы узнали, что кактус- растение пустыни, что вместо листьев у него колючки. Его надо поливать редко, это растение любит солнце. Молодцы, ребята! А сейчас давайте отдохнём. (Проводится гимнастика для глаз) . Глазкам нужно отдохнуть. дети закрывают глаза Нужно глубоко вздохнуть. (глубокий вдох, глаза закрыты) Глаза по кругу побегут, (глаза открыть, движение зрачком по кругу) Много- много раз моргнут (частое моргание глазами) Глазкам стало хорошо (легко коснуться пальчиком закрытых глаз) Увидят мои глазки всё! (глаза распахнуты, на лице улыбка). А сейчас мы с вами попробуем нарисовать кактус. Давайте сядем за столы, откроем свои альбомы и будем рисовать пустыню и кактусы. Рисование кактуса, как закрепление материала. На мониторе картинка с изображением пустыни и растущими кактусами. 13 декабря 2015 в 10:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.